ПРОКЛ ДИАДОХ
8.02.412-17.04.485
Конечная цель этого проекта - гипертекстовая реконструкция учения Прокла о теургии. Сейчас, на начальном этапе, в сокращении немного:
ТЕУРГИЯ ПРОКЛА
Михаил Пселл. Каковы мнения эллинов о демонах
PG, 122, coll., 875-882
1 Наше учение, приписывая свободу воли и ангелам, и связывая их с лучшей силой, не полагая, однако, что они не приемлют худшей, утверждает, что именно по этой причине демоны отпали от ангельского чина и по мере достоинства и чина каждого пребывают в падшем состоянии. А эллинское [учение] относя эту, [т. е. лучшую], силу к природам лишенным тела, после ангельского распорядка помещает демонические чины. И одних из них оно делает мыслящими, других - сущенствующими в уме или разуме (logoV); других - только в разуме, других наделяет вдобавок к разуму и неразумным [началом], а последних демонов оно ввергает в неразумие, которых как раз и называет материальными и карающими. Оно определяет для них и сферу влияния (ktisiV), чтобы ими она огнеживлялась и одухотворялась; и одним подчиняет огонь, другим - воздух, третьим - воду, четвертым - землю. А некоторых делает климатархами, а других - предстоятелями тел и стражами материи. Говорят, что они нападают на наши души не из-за человеконенавистничества или вражды, но потому что они - каратели грешных [душ]; и стаскивают [демоны душу] в материю не с намерением сделать их злыми, но чтобы грех их оформился через контакт (scesiV) с ней. А ярость и бесстыдство дают им, [т. е. демонам], в соответствии с их природой, как пардам и львам, и к телам их привязывают легким и воздушным, с менее определенной формой, не только округлым, но и удлиненным, причастным в меньшей степени свету и в большей - землеобразной тьме. А знание и предсказание будущего они относили на их счет и из-за многого другого, а особенно из-за [возможности предсказывать будущее по] расположению звезд. Так говорят Порфирии и Ямвлихи.
2 В жертву же приносят [Ср. Пселл. О науке жертвоприношения: CMAG, VI, 157-158] эфирным [богам] белых или рыжих животных из-за эфирного цвета и чистоты их природы, перерезая горло козленку или барану, [вытягивая шею] вверх, как и Гомер говорит:
"и вот, сначала они растягивали [шею]"- говорит он, "и закалывали, и сдирали шкуру".
А для воздушных используют пестрых и смешанной окраски; а подземным приносили в жертву животных противоположного цвета, пригибая голову жертвы вниз, зарезали, таким образом оттянув шею; [877B] а для средних [богов] отрубали жертвам головы, сворачивая [их] набок. Затем, вырезая их внутренности, сперва разрезали сердце и оболочку его [= перикард?] приносили в жертву отеческим богам, а правую из полостей [= правое предсердие?] приносили в жертву восходящему солнцу, левую - нисходящему, и яму [= желудочек?], наконец, [солнцу], находящемуся в середине неба. Так же и от печени, отделив твердую оболочку, которая присоединяется к печени под брюшиной [= кора?], начинали [жертвоприношение с принесения в жертву] головы [= желчный пузырь?] сверхкосмическим [богам] а лопасти [= доли? печени] посвящали пяти планетам, а некрому [= синоптический узел?] - Аиду и Персефоне приносили в жертву. Затем, они педантично следили за выпадением жертв: направо они выпадают или налево, и в первом случае они предугадывали для себя благоприятное, а во втором - неблагоприятное. Вычисляли они и продолжительность судорог [жертвы], сопровождавших жертвоприношение; и, если жертвы тотчас испускали дух, предугадывали для себя скорейшее завершение того, о чем проводилось гадание, а если нет, то затянутое и сопряженное с хлопотами. Но все [предсказанное] совершалось не для всех, а только для непосредственно связанных с принесением жертвы. И для трезвенных [богов] они рубили деревья и разжигали из них костры. А вакханты зажигали для Диониса костер из хвороста, и все жертвоприношение у них сопровождалось возлияниями вина; а ливан и смирна, шафран и ритина распределялись между богами в каждом жертвоприношении
3 А мистерии их, как, например, Элевсинские, представляют мифического Зевса, сходящегося с Богиней: или с Деметрой, или с дочерью ее, Персефаттой, или с Корой. А когда предстояло перейти в таинствах к любовным сплетениям, выныривала неким образом и Морская Афродита из каких-то искусственных уд. А затем произносился для Коры и брачный гименей, а посвященные подпевали: "Из тимпанов я ела, из кимвала я пила, неся кирну, в спальню входила". Представляли и потуги Богини. По крайне мере, например, мольбы Богини, и питье желчи, и сердечные боли. Ими изображается и какое-то козлоногое подражание о близнецах, потому что Зевс, неся наказание за насилие [по отношению к] Деметре, отрезав у козла яйца, положил их ей в лоно, точно так же, как и свои. Кроме всего, почести Диониса, тварь [его], и бугристые лепешки, и посвящаемые в таинства Сабазия, и участвующие в мистериях, Клодоны и Мималлоны, и какой-то феспротский гремящий таз, и додонская медь, и один - Корибант, другой - Курет, [все это] - изображение демонов. К ним же относится и Баубо, обнажающая бедра, и женский гребень (так ведь они стыдливо называют срам). И так в бесстыдстве они заканчивают таинства.
4 А колдовство - это некое искусство, [связанное] с овеществленными и хтоническими демонами, фантастически показывающее эпоптам их идолы, и одних, как бы из ада выводя, других же низводя сверху, последних, [впрочем, тоже] злодейственных. И представляет созерцающим их некие идолические призраки. И на одних нисходят некие волнующие истечения, а другим возвещается освобождение от оков, наслаждения и удовольствия.[880B] А приводятся такие силы [магическими] песнями и воспеваниями.
5 А магия считается эллинами вещью многосильной. По крайней мере они говорят, что она является последней частью священной науки. Ведь она, выслеживая сущность всех подлунных [вещей], и природу, и силу, и качество ([а под вещами] я имею в виду элементы и их части, разнообразных животных, растения и их плоды, камни, травы), и, вообще говоря, ипостась и силу всякой вещи, благодаря этому совершает то, что для нее свойственно. Она изготовляет и изваяния прибавляющие здоровья, и создает разнообразные схемы и другие изделия, болезнетворные. И орлы и змеи у них жизненный принцип по отношению к здоровью, а коты, собаки и вороны - символы бодрствования. А воск и глина используются для ваяния членов. Фантастически являются часто и выдавания небесного огня. И изваяния им улыбаются, а лампады самопроизвольно загораются огнем. Вооружаются они и всей астрономией, и многое с помощью ее, и могут и совершают.
6 Называние же дурных демонов является, как показывает само имя, призыванием. А совершается оно, когда солнце поворачивает к ноту, уменьшая день, а ночь увеличивая [е. е. осеннее равноденствие]. Ведь по мнению эллинов ни один из овеществленных демонов не дерзнет [появиться перед] лучами солнца. Поэтому-то они и охотятся на нас ночью, днем будучи не в силах устраивать засады. Стало быть, когда светило оказывается более северно, они совсем не могут делать то, что им свойственно, но когда оно повернет к ноту и воздух вокруг нас как бы застынет, вот тогда они и начинают выкаблучиваться и выкидывать, так сказать, коленца своей злобы и, призываемые заклинателями, повинуются. Но по крайней мере нынешние организаторы телетического таинства не знают призывающего заклинания (thV klhsewV epwidh) (чтоб никогда им его не знать!), а [демоны] вырываются из пламени, очерчивая некий круг из сильного огня. Это было частью и древнего вакхования, чтобы не сказать, безумия. Ведь эллины говорили, что когда воздух над головой становится туманным и обладающим плотной консистенцией (sustasiV), пришедшие силы чисто общаются с призывающими, а вот круг обладает удерживающей силой (katochV dunamiV). Ведь призванный демон, коль скоро неким образом очерчивается, представляется и удерживается очерченным столько, сколько пожелает решение заклинателя. Они полагают, что и море дает знак о чем-то сродни такому повороту солнца, особенно же [сродни] связанному с ним злодейству демонов: ведь [они полагают], что какие-нибудь из морских животных всегда хватают [кого-нибудь], не потому, что вода приводит к гибели, но потому, что находящиеся в ней демоны совершают злодейство.
А так же как существует какая-нибудь аэромантия или филломантия, так на самом деле и леканомантия опытными в мудрости ассирийцами осуществляется с помощью блюда положенного и наполненного мантической водой, изображающей в специфическом облике (twi oikeiwi carakthrizoushV schmati) склонность демонов к суете*. А налитая в него вода неотличима по сущности от воды обычного рода, но вот [совершаемое] над ним телетическое таинство и заклинания врабатывают у пользующегося [леканомантией] способность к принятию духа. А [дух] этот младший демон (daimonoin), земной и частный; и он, когда попал в воду, сначала, во время принятия [его водой], производит какой-то бессмысленный звук (hcon) для стоящих вокруг, а затем, находясь в воде, выкрикивает какие-то смутные возгласы (jJoggoi) предсказывающие будущее. Вообще же, такой дух - блуждающий, потому что он материального чина, и характерной особенностью этого рода является способность производить смутный звук, чтобы благодаря неясности голоса он избежал бы позора от [своей] лжи.
7 А о практике неизреченного завета Халдеев, какую силу он имел, это тебе мы изложим вкратце по пунктам. Во-первых, жертва у них приготовлялась освященной, ароматы, травы и камни, шафран, мирра и лавр - мистически очищенными. Участок у них очерчивался [со всех сторон] растениями и ямами. Совершающий над ними завет, некий особо искусный в колдовских делах муж, совершал и акт именования того, кому [приносилась] жертва, а на следующий день появлялся в месте телетического таинства. И поднимая на насыпь основания растений и освященные материалы, беря их левой рукой, все вместе и резко, он начинал взывать к неким тайным силам. А силы эти были - руководитель взятой жертвы, господа материалов, предстоятель дня, хроноарх, демон-тетрарх.
Этого достаточно и для чистого языка и для разумного слуха.
перевод А.В.Петрова
Мифы, говоря о богах, используют постыдные образы.
Боги противоположны тем характеристикам, которые используют мифы.
Говоря о богах такие образы следует изгонять.
II. Современный упрек мифологии: мифология виновата в том, что у людей сформировалось неверное представление о божественном.
III. Опровержение современного упрека.
а) Функция мифов - приоткрывать истину достойнейшим, скрывая ее от непосвященных.
б) Следствием этой функции является использование специфических образов.
в) Если кто-то увлекся самими образами вместо того, чтобы разыскивать скрытую за ними истину, то это его вина, а не мифов.
а) Таинствам, цель которых - связывать людей с богами, присуща такая же особенность.
б) Следовательно, на том же основании, что и мифы, должны быть осуждены и таинства.
а) Дурно пользоваться можно не только образами мифов и таинств, но и творением демиурга, создавшего вселенную.
б) Поэтому тот, кто осуждает мифы из-за того, что они могут быть неверно поняты, должен осуждать и творение вселенной.
Вывод: нельзя судить о том, хороша или плоха вещь, по тому, как пользуются ей дурные люди.
Пример с рассуждением афинского гостя о пьянстве: хотя пьянство - источник вреда для многих людей, все же и в нем содержится достоинство, выявляющееся при правильном использовании.
IV. Критика обвинения в грубости образов.
Следует различать задачи мифов и жизни тех, кто их слушает, выделяя среди мифов те, которые направлены на воспитание и те, которые служат для приобщения к богам, а среди жизней слушающих - юношеские, нуждающиеся в воспитании и зрелые, способные созерцать божественное.
Когда мифы описывают противоестественные и постыдные действия, они используют принцип, по которому природа создает здешние вещи, изображая нематериальное материально, мыслимое - чувственно и т. д., и таким образом говоря о сверхъестественном и сверхкрасивом.
Поскольку кроме трансцендентных богов существуют и демоны, непосредственно приставленные к материальным вещам, постольку мифологические образы могут быть поняты двояко: в феноменальном плане, как описывающие демонов, и вы иносказательном, как описывающие богов.
Вывод: следует различать философские мифы, лишенные постыдных образов и имеющие целью воспитание юношей, и боговдохновенные, направленные на выполнение мистериальной функции.
V. Обсуждение позиции Сократа в отношении мифов.
Если мы сочтем, что Сократ осуждает все мифы на том основании, что они не соответствуют воспитанию, то мы должны приписать ему осуждение всего, что не согласуется с политической наукой.
Однако Сократ вовсе не осуждает мифы на этом основании, но считает, что мифы бывают двух родов - воспитательные и соединяющие с божественным, и последний вид мифов предназначен для избранных.
VI. Примеры и принципы интерпретации постыдных образов.
VII. Теургическое значение мифов.
Благодаря использованию постыдных образов, являющихся синфемами, мифы способны создавать симпатическую связь между богами и слушателями мифов.
Такое же как и мифах разделение на воспитательные и теургические, имеется и в случае с музыкой, где фригийская гармония отвергается Сократом, как неподходящая для воспитания.
Сам Платон использует миф не только воспитательно, как в "Государстве", но и теургически, как в "Федоне".
VIII. Вывод.
Постыдные образы мифов побуждают к поиску неизреченного знания.
Те же образы скрывают это знание от непосвященных.
Принципом использования образов является символическая аналогия.
http://www.centant.pu.ru/plat/proklos/index.htm