День...
Почему день, а не ночь? Хм, уместный вопрос. Ответ прост: потому что день - самое, что ни на есть, человеческое время суток. Пока светло, все божьи твари выползают погреться на солнце и возрадоваться, что настал ещё один день, и они... Ещё живы.
Да, им очень радостно. Вот, что я ощущаю, сидя поодаль в тени лесных елей - это запах радости, такой сладковато-резкий запах гниения. И сейчас он усиливается. Неудивительно. Умильная картинка: по дорожке в моём направлении неуклюже бежит за мячиком дитё. Но нет, я слишком удобно сижу и не собираюсь двигаться. Чёртов мячик ударяется об ногу и летит обратно к ребёнку... И есть контакт! А картинка стала ещё умильнее. Жаль, художники не научились изображать детскую кровь и слёзы так же до смешного жалостливо, как их демиург. Уж этот-то знал своё дело - кажется, весь мир готов разорваться от горя, внимая надрывному рыданию маленького существа. Я тоже оценила эту театральную постановку под режиссурой самого творца, могу сказать точно: этот запах мне больше по душе, запах боли. Стоп, кажется, кто-то полон негодования? Разве можно "воевать" со слабыми? Нет, приятель, материальная природа очень обманчива. Видишь это маленькое создание, распластавшееся на земле? Что существует для него сейчас? Боль. Ясная, жестокая и такая понятная. Лучшего учителя нет. Боль не обманешь, она лучше всего покажет, кто слаб, а кто силён. Человеческий детёныш более мне не интересен. Я знаю: эта жестокая философия боли - мизантропия.
Люди счастливы не всё время. В часы отдыха от радости они озлоблены. Именно так. Все они, до единого, очень любят ближнего своего (а потом догоняют и ещё раз любят). Уничтожать себе подобных - это примитивный животный рефлекс, присущий именно роду человеческому, наряду со стремлением по пути наименьшего сопротивления, удивительно короткой памятью, стадным мышлением, страхом перед непонятным и прочими достоинствами. Люди злы, но это злоба совсем иная. Они не добывали её, как золото, по крупице при каждом вдохе этого ядовитого воздуха, при каждом взгляде на эту жалкую пародию на Идеальное, бесконечными ледяными ночами, блуждая во мраке вне времени и пространства, разжигая в душе жестокое пламя. Зло не принадлежит им. Подобно искусной огранке алмаза, самородное Зло надо извлечь, обработать и превратить в Белый Камень своей болью, своей кровью. Лишь тогда оно приобретёт цену. Лишь тогда ты сможешь понять его суть, и, может, найдёшь верное применение. Я иду через толпу, наполненную бесконечной руганью, обозлённую до нелепости. Улыбка по непривычке сводит челюсть: нет, люди не способны даже нормально злиться и ненавидеть, их удел - эта вшивая клоунада. Прочь цирк! Ненависть, такое сильное и честное чувство, определённо не может рождаться к тем, кто привык думать и чувствовать в четверть силы. С этих хватит и презрения. Я знаю: эта хладнокровная уверенность, добытая истина - мизантропия.
Люди глупы, но это - азбучная истина, да и не о том речь. Но глупость тоже имеет свой запах - сыроватый запах затхлости. Он мешает течению мыслей днём, когда они копошат вокруг. Что ж, иногда можно поиграть по их правилам и тоже отключить мозг. Вообще-то, я не рассуждаю о людях всё время, пока они рядом, фактически, только когда кто-то вторгается в мой мир... Вот так, сижу в метро после долбанного тяжёлого дня и на всех людей мне (как минимум) наплевать. И тут какой-то пролетарий, этакий отпетый борец за строительство "светлого будущего", своей рабочей ногой проходится мне по "казакам" или проливает на косуху пиво. Медленно встаю, рывком разворачиваю и говорю всё, что думаю и о нём, и о его матери. Фактически, я далека от самой мысли о весёлой перспективе получить крепкой рабочей рукой. Оппонент вопросов не имеет - я выхожу, чтобы лишний раз не развлекать всяких зевак и старушатину. Что я чувствую? Всё просто, я, как и моя жертва, будь она случайной или виновной в конфликте, ничего не делала преднамеренно, но и не по чистой случайности. Как для них естественно наступить на ногу, так для меня - не сдержать гнев или отвращение. Это - не то, чем стоит гордится. Это - просто безусловный рефлекс, он в крови. Я знаю: эта естественная импульсивная жестокость - мизантропия.
мизантропия
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться12010-10-20 02:07:24
Поделиться22010-10-20 02:07:48
Люди вокруг. Так или иначе, кто может похвастаться, что не имеет с ними никакого контакта? Всё честно, в этом мире ты по уши погружён в необходимость общения с окружающими. Отвратительно. Так, может, нужно, выходя на улицу, прямо с разбегу бросаться на всех людей и перегрызать глотку? Треск разрывающейся плоти, кровь на руках, кишки, с глухим шлёпаньем падающие в грязь - да, это дьявольски приятно. Но не мудрее ли поберечь силы для настоящей битвы? Нет, я - не безмозглое животное, чтобы рычать и гавкать на окружающих. Грош цена такой злобе. А вот на пути некий власть имущий. Стану ли я просить его о помощи? Нет, не имею такой привычки. Откажусь ли, если он решит часть моих проблем? Нет, в пользовании чем-то (кем-то) нет ничего предательского. Может, это - беспринципность? Называй, как хочешь, суть не в этом. Она в том, что все человеческие проблемы - не более, чем суета. Жизнь для них - борьба, лишь потому, им лично есть, за что бороться - для них есть что-то лично привлекательное в самом существовании. Мне безразличны их радости, их "жизнь", их борьба и её правила, то есть - их принципы. Я знаю: это абсолютное безразличие, спокойное высокомерие - мизантропия.
Впрочем, критерии асоциального образа жизни - дело сугубо персональное.
* * *
(Вместо эпилога)
День умирает. Последние рывки агонии...
Слепящий блеск расплавленного золота и струящаяся алая кровь венчают закат - отсвет древнего забытого мира, эхо минувших эпох. Странные видения и голоса, такие до боли знакомые и ускользающие от понимания... Нет, я ничего не забыла, а значит, однажды я вспомню, что за прошлое не позволит моей душе обрести покой в этом чужом мире, в этом замкнутом круге.
"...Всё это - только сон, но скоро я проснусь...".*
Реален только Золотой закат, а всё остальное - тени, пыль, пепел, прах...
Взгляда назад и я знаю: мизантропия - порождение самих людей, она не приходит извне, а рождается в их же слабых душах и вечно витает над этим миром, окутывая его всеобъемлющим страхом и сладкой ложью о спасении.
Подними взор навстречу опускающимся мрачным сумеркам. Что слышишь ты в голосе Вечности?
Цепь будет разорвана. Тварные миры обречены.
Вот корни всей мизантропии, а остальное - лишь её причудливые обличия. Свет сумерек - свет Вечности, он поглощает и мир, и самих людей. Я спрашиваю, да кто они вообще такие? Их не было, нет и им не быть в Вечности.
* Из предсмертной записки Per'а "Dead"'а Ohlin'а
Поделиться32010-10-20 02:08:11
Можно выделять мизантропию активную и мизантропию пассивную.
Активная -- это истребление людей, по крайней мере, худшей их
части. Пассивная -- это пренебрежение, презрение, ненависть,
а при случае еще и предоставление людям возможности вымирать
самостоятельно -- от их собственной глупости. Что до меня, то
я -- пассивный мизантроп, любящий помечтать о переходе к
мизантропии активной ввиду того, что дегенераты вымирают не так
быстро, как хочется.
Кстати, при всем своем мизантропизме, я злобствую несколько
меньше, чем некоторые записные гуманисты из моих окрестностей.
Причина -- не в том, что мой мизантропизм -- напускной (он как
раз вполне серьезный -- насколько это возможно для скептика), а
в том, что он устоявшийся, спокойный, философичный. Не то чтобы
снисходительный, а скорее рациональный: я избегаю портить себе
нервы из-за разных неполноценных людишек. Может быть, причина
еще и в том, что мой мизантропизм -- умеренный, модералистский.
Мизантропия в моем понимании -- это не надрывный крик отчаявше-
гося человека, а тихий уютный островок, очень привлекательный для
того, кто несколько подустал от путешествия по жизни и от борьбы
с деградацией общества.
* * *
Бывают дни, когда мир раскрывается тебе во всей своей непри-
глядности. И ты уныло соображаешь: то ли убить кого-нибудь, то
ли самому повеситься. Непрошибаемая мощь человеческой глупости,
нарастающая всеобщая деградация не могут не действовать угнетающе
на человека, который умеет думать. Какого чуда еще ждать? Какое
чудо готовить? Какой надеждой обмануть себя хотя бы на ближайшее
время?
* * *
Хвалить то, что хвалят другие, и ругать то, что другие ругают,
выгодно человеку, удачно вписавшемуся в систему. А маргиналу,
каковой я есть, выгодно поступать наоборот: разоблачать то, чем
большинство умиляется, и отыскивать положительное в том, что
большинство считает злом. Таким образом удается и оправдаться
(перед собой и другими), и внимание к себе привлечь (для дела,
конечно, для дела). К тому же, известность -- это деньги, а
кушать хочется всем (а маргиналам в особенности). Если ты всё
равно уже безнадежно отодвинут на край, так зачем вообще делать
попытки пристраивания к "системе"? Не лучше ли употребить силы на
то, чтобы состояться в качестве маргинала? Их ведь не так много,
этих сил. Ну, попыток пятнадцать или двадцать позволить себе
можно и предпринять, а дальше надо и честь знать. А если станешь
известным маргиналом, то "система", может, и сама захочет
перевести тебя на ближнюю орбиту. А ты тогда еще подумаешь, нужно
ли тебе это.
* * *
Кого я никогда не грызу, а, наоборот, по возможности защищаю?
Тех, кто не повторяют избитых глупостей, а если все-таки вынуж-
дены это делать, то дают понять о своей готовности предаться
сомнениям.
Тех, кто сознают, что мир далеко не благополучен и с каждым
годом становится все хуже.
Тех, кто настроены подавлять свои слабости, а не потакать им.
Тех, кто не считают свои мнения безошибочными и прислушиваются
к их критике.
Тех, кто полагают, что правда не такая уж вредная, если поль-
зоваться ею осторожно.
Тех, кто стремятся что-то делать (с соблюдением осторожности,
конечно) для исправления деградирующего мира, а не ограничиваться
разговорами о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо".
Получается, есть всего несколько небольших условий того, чтобы
попасть ко мне если не в друзья, то хотя бы в сообщники.
(Кое-кто из моих оппонентов принимает свою говорильню по поводу
моих высказываний за серьезную критику, после которой я непремен-
но должен что-то в себе менять, если я верен собственным принци-
пам. Ну что можно на это возразить? Если я буду слишком много
заниматься разбором их многочисленных мнений, у меня не останется
времени на выработку и исправление собственных.)
* * *
В сущности, эта книга больше о вас, чем обо мне. Даже если я
говорю в ней о себе, я показываю отражение в себе вашей эпохи.
* * *
Ну конечно, местами я перегибаю палку. Но у меня, как обычно,
есть надежное оправдание: мне приходится сдерживать в себе огром-
ного разъяренного зверя, и ему иногда почти удается вырваться
наружу. Не уместно ли вам было бы отметить мое упорство в борьбе
с ним? О, я знаю, что такого от вас не дождешься. Да я и не жду.
А может, этот зверь не представляется вам сколько-нибудь страш-
ным? Но это потому лишь, что вы не видели его вблизи.
Поделиться42010-10-20 02:08:34
К этому тексту надо относиться как к черновику: по большому
счету вся моя жизнь -- какой-то небрежный черновик, который так
и хочется местами сильно подправить.
3. Мизантропизм как мировоззрение.
Мизантропия -- это эффектная поза, манера шутить, проявление
некоторой болезни или своеобразная философия?
Можно либо считать более-менее плохими всех людей подряд, либо
установить некоторую условную, но более или менее четкую границу,
либо считать, что граница эта очень расплывчата и к тому же
зависит от обстоятельств, от выбранной жизненной стратегии, а
также от вкуса (т. е. от необъяснимых симпатий и антипатий).
Довольно отвратительные недостатки есть почти у каждого. А
может, даже у всех без исключения -- я не проверял. Поскольку
одно и то же человеческое качество может быть при некоторых
условиях полезным, а при некоторых других вредным, всегда удает-
ся посмотреть на него с той позиции, с которой оно выглядит
плохо. Впрочем, люди, по-видимому, вредны уже самим своим сущест-
вованием, так что нет нужды всматриваться в их качества. Правда,
если принять этот тезис, то ведь придется считать хорошим того
человека, который способствует если не скорейшей гибели челове-
чества, то хотя бы радикальному сокращению его численности!
* * *
Есть соблазн поднять мизантропизм до уровня философской систе-
мы. Творческий соблазн. Но что делать с мизантропизмом потом? Ведь
придется реализовывать его установки! Если быть последовательным,
конечно. И что представляет собой мизантропизм сегодня? Может
быть, он представляет острую пессимистическую критику недостатков
людей как вида организмов. Разочарование в человечестве. Неверие
в то, что оно со своими нынешними тенденциями и идеологичскими
установками сможет преодолеть хотя бы некоторые самые вредные
свои недостатки и удержаться от погружения в катастрофу. Слабую
веру в то, что человечество сможет выжить, хотя бы пройдя через
радикальное обновление -- как в части базовых представлений, так
и в части генофонда. Более радикальное обновление, чем предпола-
гается в модералистическом подходе. Если модерализм -- это
идеология избежания катастрофы (пусть и в последний момент), то
мизантропизм же (в моем варианте) -- это идеология прохождения
через катастрофу. О, тут уже приходится размежевываться с
сатанизмом! Но я выкручусь. Правда, о сатанизме я мало что знаю:
черная месса, черная магия, ритуальные убийства и Шандор Лавей.
Но к Лавею я отношусь снисходительно (в части его "Записной
книжки Сатаны", но не его "Сатанинской библии").
По моему мнению, сатанисту-чернокнижнику нравится мучить людей,
тогда как мизантропу нравится всего лишь иметь с ними как можно
меньше соприкосновений.
Как я понимаю, сатанист стремится преуспеть среди людей любыми
средствами. Причем, преуспеть в дурном (с мизантропической точки
зрения) смысле. Мизантроп же разборчив в средствах: он не хочет
быть виновным в тех качествах человечества, за которые ненавидит
его. Из-за этого он малодеятелен (а вовсе не из-за недостатка
воли). Далее, он ненавидит общество, потому что устал жалеть его,
возмущаться им, исправлять его.
Мизантроп не уповает на всеобщую катастрофу: она нужна ему не
больше, чем другим. Он просто готовится ее пережить и оптимистич-
но надется, что хотя бы таким образом человечество несколько
очистится от скверны. И это ожидание катастрофы, кстати, пережи-
вается им более мучительно, чем другими, -- потому что он лучше
других сознает ее характер, ее причины, ее виновников и более
других уверен в том, что она случится (основная масса человеков о
ней и вовсе не думает). Сегодняшний радикальный мизантропизм --
это, может быть, последняя попытка достучаться до массового
сознания. Люди, опомнитесь! Посмотрите, куда вы идете! Ага, уже
прислушиваются... Так я и поверил...
Поделиться52010-10-20 02:09:23
Мизантроп -- своеобразный спасатель. Он ненавидит людей, потому
что воспринимает себя как элемент общества, должный соблюдать не-
которые правила и заботиться о многих других людях. Какой-нибудь
уголовник, плюющий на интересы общества, -- не мизантроп. Он
смотрит на общество, как на ресурс. Зачем ему ненавидеть свой
ресурс? Зачем ненавидеть благо, которое ты потребляешь? По сути
уголовник даже любит общество -- и переживает вместе с ним
радость падения. Чем порочнее общество, тем порочному человеку
легче удовлетворять в нем свои порочные наклонности.
До сих пор мизантропы в основном стыдились своего мизантропиз-
ма: считали его слабостью, следствием их бесталантности и/или
неудачливости, свидетельством ошибочности их прошлых жизненных
установок, выражением обиды на общество. Я собираюсь реабилити-
ровать мизантропизм в глазах мизантропов. Я собираюсь подтянуть
всех добросовестных мизантропов (не имитаторов, не позеров) до
уровня могучих воинов духа, неустанно сражающихся со злом.
Мизантропы -- вперед! Будет очень хорошо, если выяснится, что в
своих критических оценках мы, человеконенавистники, преимущест-
венно ошибаемся; что мы слишком сгущаем краски; что мы перестра-
ховываемся не в меру. Люди, сделайте так, чтобы мы разочаровались
в себе! Мы -- наверное, единственное течение мысли, сторонники
которого с надеждой ожидают того, что будет доказана его
несостоятельность. Мы даже настроены помогать своим оппонентам.
Но что-то оппоненты отделываются демагогическими фразочками -- и
всё глубже увязают в пороке.
* * *
Еще один взгляд на мизантропизм: это -- "антифилософия" (по
аналогии с антиутопией), а лучше -- "негативная философия",
противопоставляемая обычной "позитивной философии" и являющая
собой систему взглядов, прихода к которой надо избежать.
* * *
Мизантроп не обязательно отстраняется от общества и не обяза-
тельно считает его много худшим, чем он сам. Но, конечно, он
тяготеет к тому, чтобы отстраняться и считать. Толковый,
интеллектуально развитый мизантроп старается более-менее скрывать
свои воззрения от окружающих, чтобы не создавать себе дополни-
тельных проблем.
Отчасти мизантропия -- это красивая поза, которой можно скрытно
любоваться. Это личная тайна, разжигающая любопытство женщин. Это
философский подход -- не то чтобы очень плодотворный, но отнюдь
не бесперспективный. Наконец, это своеобразное убежище, в которое
можно уползать от всяких больших неприятностей, чтобы там
зализывать свои психические раны.
Думаю, мизантропом может стать только человек с повышенно чув-
ствительной психикой.
Я с удовольствием бросаю взгляд на довольно стройное здание
своего мизантропического мировоззрения. Время от времени я
подправляю его тут и там или даже достраиваю. Оно ухожено,
удобно, красиво. Я отдыхаю в нем душой. Я им горжусь. Но пока еще
не достаточно оснований говорить о моем уходе в мир фантазий: я
часто туда наведываюсь, но не более того.
Мизантропизм и психическая нормальность.
Моя шизоидность подавляется моею истероидностью, и из-за этого
я не могу вполне состояться как мизантроп... Моя истероидность
подавляется моею шизоидностью, и из-за этого я не могу хоть
сколько-нибудь состояться как любимец публики...
Виктор Гюго в этюде о Шекспире:
"В каждом человеке есть свой Патмос (остров, где святой Иоанн
писал "Апокалипсис" -- А. Б.). Он волен идти или не идти на тот
жуткий пик мысли, откуда виднеется мрак. Если он не идет туда,
он останется в обычной жизни, в обычном сомнении -- и это хорошо.
Для внутренего покоя это, несомненно, самое лучшее. Если же он
идет на эту вершину, он уже захвачен. Чудеса чередой являются
ему. Никому не дано безнаказанно видеть этот океан... Он остере-
гается этой влекущей пропасти, зондирования неисследованного,
самоустранения от почвы и жизни, входа в запретный мир, ощущения
неосязаемого, взгляда в невидимое. Но снова и снова возвращается
к нему, касается его локтем, наклоняется над ним, делает шаг,
другой и так проникает в непроницаемое, уходя в безграничное
расширение бесчисленных свойств." (Цитировано по "Утру магов"
Л. Повеля и П. Бержье)
Мизантропизм моего пошиба -- это, наверное, и есть "жуткий пик
мысли". Или "жуткое пике". Но что-то я не очень трепещу. Впрочем,
как привыкнешь, так вроде бы и ничего особо страшного. Да и пик
уже кажется не пиком, а так, очередной ступенькой к чему-то
едва виднеющемуся.
* * *
Мизантропическое настроение находит на меня приступами и длится
по несколько дней, иногда по несколько недель. Причиной обычно
служит какая-нибудь неудача или стычка. Иногда оно случается без
очевидной причины: как если бы некая субстанция, постоянно выра-
батываемая в моем теле органом мизантропизма и накапливающаяся в
отведенной для нее емкости, заполняет эту емкость до предела и
потом изливается наружу сама по себе.
* * *
Существует довольно тесная связь между мизантропией и неврас-
тенией: чем человек раздражительнее, тем сильнее ему досаждают
окружающие и тем более он склонен смотреть на людей как на пороч-
ные отвратительные существа. Но с другой стороны, чем ущербнее
люди в глазах мизантропа, тем критичнее он относится к проявле-
ниям их жизнедеятельности, а значит, тем чаще они вводят его в
состояние раздражения. Иными словами, неврастения в этой паре не
всегда бывает первичной. Но так или иначе можно без большой
натяжки утверждать, что мизантропизм -- мировоззрение неврасте-
ников. Правда, из этого вовсе не следует, что мизантропы --
плохие либо ущербные, или что неврастеники -- плохие либо
ущербные, или что мизантропические неврастеники -- ошибка
природы.
* * *
Мизантропическое мировоззрение -- это мощное средство защиты
психики: вместо того чтобы сходить с ума от отчаяния при виде
того, что люди делают с собой и с природой, ты заставляешь себя
смотреть на это всё как на неизбежное, почти нормальное прояв-
ление человеческих качеств. В развитии цивилизации есть фазы
подъема и фазы спада (сползания в катастрофу). Катастрофа не
означает всеобщей гибели. Кто-то наверняка уцелеет, и надо всего
лишь постараться попасть в число немногих тех, кому достанется
прекрасный обновленный мир, почти очистившийся от мерзости
человеков.
http://no-love.narod.ru/Rm2010.htm